Обычная версия сайта Размер шрифта: A A A Цветовая схема: A A A Настройки

ПЕРМСКАЯ КРАЕВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА ИНВАЛИДОВ



Наши контакты

О социальном обслуживании граждан

С 1 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее – Закон). Закон принят на смену двух законодательных актов – Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов».

Необходимость принятия Закона законодатель обосновывает тем, что модель организации социального обслуживания, базирующаяся на положениях действующих законов, не позволяет в полной мере удовлетворить потребности населения в социальных услугах высокого качества, а также сохраняющуюся в субъектах РФ на протяжении длительного времени очередность на получение социальных услуг на дому и в стационарных условиях.

Закон устанавливает правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в России, полномочия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания граждан, права и обязанности получателей и поставщиков социальных услуг.

О предоставлении социальных услуг гражданин (его законный представитель) может обращаться непосредственно сам или по его просьбе иные граждане, государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения как в уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ либо непосредственно к поставщику социальных услуг с письменным либо электронным заявлением о предоставлении социального обслуживания (ст. 14 Закона).

Полная версия Закона представлена в Интернете и средствах массовой информации. В настоящей статье отмечены основные нововведения в сфере социального обслуживания населения Российской Федерации, регламентированные Законом.

Законом вводятся новые понятия:

— получатель социальных услуг – гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляется социальная услуга или социальные услуги;

— поставщик социальных услуг – юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание;

— профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость в социальном обслуживании, – это система мер, направленных на выявление и устранение причин, послуживших основанием ухудшения условий жизнедеятельности граждан, снижения их возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности;

— понятие «стандарт социальной услуги» излагается в новой редакции – это основные требования к объему, периодичности и качеству предоставления социальной услуги получателю социальной услуги, установленные по видам социальных услуг;

— индивидуальная программа предоставления социальных услуг – документ, в котором указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению;

— социальное сопровождение – содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, мероприятия по социальному сопровождению отражаются в индивидуальной программе.

В Законе не содержится понятия «трудная жизненная ситуация», как это было установлено ранее. Вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. К числу таких обстоятельств относятся, в частности, полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности; наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе; наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации; отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними; наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье; отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию.

Закон предполагает индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг исходя из потребности гражданина в социальных услугах. Составленная индивидуальная программа предоставления социальных услуг пересматривается в зависимости от изменения потребности гражданина в социальных услугах не реже чем раз в три года. Социальные услуги предоставляются на основании договора, заключаемого между поставщиком социальных услуг и гражданином либо его законным представителем, на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг в суточный срок с даты представления индивидуальной программы предоставления социальных услуг поставщику социальных услуг.

Формы социального обслуживания остались прежними: социальное обслуживание на дому, в полустационарной форме и в стационарной форме.

Законом определены следующие виды социальных услуг:

1) социально-бытовые, направленные на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту;

2) социально-медицинские, направленные на поддержание и сохранение здоровья получателей социальных услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями социальных услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья;

3) социально-психологические, предусматривающие оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей социальных услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия;

4) социально-педагогические, направленные на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей социальных услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей;

5) социально-трудовые, направленные на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией;

6) социально-правовые, направленные на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг;

7) услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов;

8) срочные социальные услуги.

Законом в качестве самостоятельного вида социальных услуг определены срочные социальные услуги, предоставляемые без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в целях оказания неотложной помощи в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя социальных услуг. Основанием для предоставления срочных социальных услуг является заявление получателя социальных услуг, а также получение от медицинских, образовательных или иных организаций, не входящих в систему социального обслуживания, информации о гражданах, нуждающихся в предоставлении срочных социальных услуг.

Законом введено понятие «социальное сопровождение». Таким сокращением обозначено содействие гражданам в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. В качестве лиц, которым может оказываться содействие в предоставлении такой медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, названы не только граждане, т.е. непосредственные получатели социальных услуг, но и родители, опекуны, попечители, иные законные представители несовершеннолетних детей.

В субъектах РФ должны быть сформированы и вестись реестр поставщиков социальных услуг и регистр получателей социальных услуг. Реестр поставщиков социальных услуг размещается в открытом доступе на официальном сайте уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ в информационно-телекоммуникационной сети Интернет. Получатель социальной услуги вправе обратиться к иному поставщику, который не включен в индивидуальную программу, но состоит в реестре поставщиков в субъекте РФ.

Законом определяются условия предоставления социальных услуг на бесплатной и платной основе, а также категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно и за плату на дому, в полустационарных и стационарных условиях.

Социальные услуги предоставляются бесплатно несовершеннолетним детям; лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов; иным гражданам, если на дату обращения среднедушевой доход получателя социальных услуг, рассчитанный в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, ниже либо равен предельной величине среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно, установленной законом субъекта РФ. Размер предельной величины среднедушевого дохода для предоставления социальных услуг бесплатно устанавливается законами субъекта РФ и не может быть ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в субъекте РФ для основных социально-демографических групп населения.

Определен порядок расчета размера ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в форме социального обслуживания на дому и в полустационарной форме социального обслуживания: размер такой платы подлежит расчету на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Размер платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме социального обслуживания подлежит расчету на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Законом введено понятие «Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании». Профилактика обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляется путем обследования условий жизнедеятельности гражданина, определения причин, влияющих на ухудшение этих условий, и анализа данных государственной статистической отчетности, проведения при необходимости выборочных социологических опросов. Мероприятия по профилактике обстоятельств, обусловливающих нуждаемость гражданина в социальном обслуживании, осуществляются в том числе в рамках региональных программ социального обслуживания, утвержденных органами государственной власти субъектов РФ.

Законом определены следующие принципы социального обслуживания (ст. 4 Закона):

Социальное обслуживание основывается на соблюдении прав человека и уважении достоинства личности, носит гуманный характер и не допускает унижения чести и достоинства человека, а также:

1) равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию;

2) адресность предоставления социальных услуг;

3) приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;

4) сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде;

5) добровольность;

6) конфиденциальность.

Отдельная статья Закона посвящена принципу конфиденциальности, в которой установлено, что не допускается разглашение информации, отнесенной законодательством РФ к информации конфиденциального характера или служебной информации, о получателях социальных услуг лицами, которым эта информация стала известна в связи с исполнением профессиональных, служебных и (или) иных обязанностей. Частью 2 ст. 6 Закона предусмотрена возможность при наличии согласия получателя социальных услуг или его законного представителя, данного в письменной форме, передачи информации о получателе социальных услуг другим лицам, в т.ч. должностным лицам, в интересах получателя социальных услуг или его законного представителя, включая средства массовой информации и официальный сайт поставщика социальных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

В рассматриваемом Законе в качестве поставщиков социальных услуг помимо государственных социальных служб и учреждений, являющихся собственностью субъектов РФ, определены негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.

Закон определяет исчерпывающий перечень прав и обязанностей получателей и поставщиков социальных услуг, а также перечень запретов, которые должны выполняться поставщиками социальных услуг. Определен порядок проведения независимой оценки качества услуг организациями социального обслуживания.

Нововведением Закона также является статья, в которой закреплены положения, имеющие целью обеспечить информационную открытость поставщиков социальных услуг.

В июле 2014 г. Закон дополнен пунктом о проведении независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, которая определяется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и положением об обеспечении технической возможности выражения мнений получателями социальных услуг о качестве оказания услуг организациями социального обслуживания на официальных сайтах в сети Интернет федеральных, региональных органов исполнительной власти и организаций социального обслуживания.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания является одной из форм общественного контроля и проводится в целях предоставления получателям социальных услуг информации о качестве оказания услуг организациями соцобслуживания, а также в целях повышения качества их деятельности. Она предусматривает оценку условий оказания услуг по таким общим критериям, как открытость и доступность информации об организации социального обслуживания; комфортность условий предоставления социальных услуг и доступность их получения; время ожидания предоставления социальной услуги; доброжелательность, вежливость, компетентность работников организаций социального обслуживания; удовлетворенность качеством оказания услуг.

Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания осуществляется при активном участии общественных организаций путем формирования общественных советов по проведению независимой оценки качества оказания услуг организациями социального обслуживания, положение о которых утверждается на федеральном, региональном и местном уровнях. Состав общественного совета формируется из числа представителей общественных организаций. Число членов общественного совета не может быть менее чем пять человек. Члены общественного совета осуществляют свою деятельность на общественных началах. Информация о деятельности общественного совета размещается органом государственной власти, органом местного самоуправления, при которых он создан, на своем официальном сайте в сети «Интернет». Независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания, организуемая общественными советами по ее проведению, проводится не чаще чем один раз в год и не реже чем один раз в три года.

Отдельная статья Закона посвящена индивидуальной программе предоставления социальных услуг (сокращенное обозначение «индивидуальная программа»), предполагающей индивидуальный подход к установлению получателям необходимых им социальных услуг, исходя из потребности гражданина в социальных услугах. В индивидуальной программе указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Положения, определенные индивидуальной программой, согласно Закону относятся к существенным условиям договора о предоставлении социальных услуг. Без составления индивидуальной программы и без заключения договора о предоставлении социальных услуг в соответствии с данным Законом осуществляется предоставление срочных социальных услуг в целях оказания неотложной помощи.

Определение уполномоченного органа субъекта РФ, в т.ч. на составление индивидуальной программы, согласно Закону относится к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания. Получатели социальных услуг в соответствии с Законом имеют право на участие в составлении индивидуальных программ. Индивидуальная программа имеет рекомендательный характер для гражданина или его законного представителя, а для поставщика социальных услуг – обязательный.

Закон содержит новую законодательную регламентацию о межведомственном взаимодействии при организации социального обслуживания в субъекте РФ. Отдельным положением к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в сфере социального обслуживания отнесено и утверждение порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти субъектов РФ при предоставлении социальных услуг и социального сопровождения.

Закон также разъясняет необходимость создания попечительских советов в государственных организациях социального обслуживания.

Согласно статьи Закона «Переходные положения» получатели социальных услуг, которые получали эти услуги ранее вступления в силу Федерального закона 442-ФЗ, размер платы за предоставление социальных услуг поставщиками соцуслуг не может быть выше размера платы за предоставление социальных услуг, установленных по состоянию на 31 декабря 2014 г. А также условия предоставления соответствующих социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 г.

При подготовке комментария использованы материалы программы «Консультант-плюс».