Как защитить права ребенка-инвалида в административном порядке?

Говоря о защите прав и свобод детей-инвалидов, выделим две формы защиты: юрисдикционная и неюрисдикционная.

1. Юрисдикционная форма - деятельность уполномоченных государством органов по защите нарушенных или оспариваемых прав («КонституцияРФ» ст.46, «Гражданский процессуальный кодекс РФ» ст.3, «Семейный кодекс РФ» ст.8, Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 N 21-ФЗ и др.). В рамках юрисдикционной формы защиты есть судебный и административный порядок защиты нарушенных прав. Иными словами, к юрисдикционной деятельности относится деятельность судов, прокуратуры, органов опеки и попечительства.

2. Неюрисдикционная форма - самостоятельные действия организаций и граждан по защите прав.

К неюрисдикционной - действия граждан и НКО, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения к компетентным органам. Такие действия называются «самозащитой прав».

Как обычно, мы, конечно, стараемся решить вопрос сами. Вот, чтобы получить решение вопроса, необходимо соблюдать определенную последовательность действий при «самозащите прав». Рассмотрим порядок (алгоритм) действий при «самозащите»:

В ситуации, когда организация не оказала вам необходимые услуги или они оказаны не в должном объеме, вы пишете заявление на имя руководителя государственной организации (школа, ДОУ, МСЭ, ФСС и др.) с четким определением, указанием проблемы, влекущей за собой не реализацию конституционных прав ребенка (на образование, на лечение, на санаторно-курортное лечение и т.д.). Главное - указать, что в соответствии с действующим законодательством (ФЗ №) так не должно быть!

Практика показывает, что уже на этой ступени многие неверно, неточно, смешивая всю информацию «в кучу», излагают свою проблему. Поэтому мы разработали образцы заявлений в различные органы исполнительной власти, которые есть на нашем сайте https://razvitkor.ru/specialists/obraztsv-zayavlenii.php

Любое письменное заявление или обращение должно быть составлено в двух экземплярах и зарегистрировано в органе, в который оно направляется. На втором экземпляре заявления секретарь учреждения должен поставить дату, подпись и печать учреждения и отдать вам (гл.У, ст.53-63 «Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания»).

Срок рассмотрения 30 дней со дня регистрации обращения (Федеральный закон от 02.02.2006г. №59 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»). По результатам рассмотрения вашего обращения, вы должны получить письменное уведомление о предоставлении (не предоставлении) государственной услуги.

Необходимость обжаловать решения или действия возникает тогда, когда родители, осознавая свои права, увидели их нарушение и определили, какое должностное лицо или орган управления ответственны за это нарушение. Обжалуется не нарушение прав, а нарушение, допущенные конкретным должностным лицом.

Каждый гражданин имеет право получить, а должностные лица, государственные служащие обязаны ему предоставить возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если нет установленных федеральным законом ограничений на информацию, содержащуюся в этих документах и материалах.

Следующий этап - это обращение с жалобой (два экземпляра, с приложением письменного отказа или копии письменного отказа) к вышестоящему в порядке подчинения органу (Департамент образования и так далее), учреждению, должностному лицу на отказ в оказании государственной услуги по обеспечению ребенка-инвалида, согласно рекомендациям ИПРА (Используйте портал «Г осуслуги»). Как правило - это региональный уровень.

Технология формирования претензии та же, что и на начальном этапе: обязательно фиксируйте дату отправления письма. Время на ее рассмотрение -15-30 дней. На этом этапе советуем обращаться к уполномоченному по правам ребенка в вашем субъекте, к представителям общественных родительских организаций, в СМИ.

Сегодня мы можем отметить важную роль общественных организаций в решении проблем детской инвалидности.

В случае отказа решать проблему,вы обращаетесь к вышестоящему органу, учреждению, которое действует на федеральном уровне (Министерство образования и так далее).

Для обжалования решений, действий или бездействия должностного лица в административном порядке (ra.V, ст.53-63 Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания)[I]. [I]"Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению контроля и надзора за соблюдением государственных стандартов социального обслуживания" (Приказ Минтруда России от 31.07.2013 N 336н, зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2013 N 31001).

Если проблему не удалось решить, то вы обращаетесь в руководящие органы на федеральном уровне (Министерства и ведомства РФ). Технология запроса та же, что и на региональном уровне. Но хочется отметить тот факт, что зачастую жалоба от заявителя «спускается» на региональный уровень для ее решения. Именно поэтому мы и советуем вам основное внимание обратить на решение вопроса на уровне субъекта.

Следующий шаг - прокурорский надзор. Можно обратиться в органы прокуратуры, когда имеет место бездействие должностных лиц и нарушение прав и свобод ребенка. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов органами исполнительной власти, должностными лицами; надзор за соблюдением прав и свобод человека, гражданина органами управления и должностными лицами (Федеральный закон от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре РФ»).

Все вопросы можете задавать по бесплатному номеру 8 (800) 201-16-62 ekhudenko@list.ru. Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» Всероссийского общества инвалидов в рамках реализации проекта «Нормативно-правовое и информационно-методическое сопровождение организаций ВОИ и семьи, воспитывающей ребенка-инвалида (с использованием ресурса сайта www.razvitkor.ru)»