Варианты образовательного маршрута для детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Варианты образовательного маршрута для детей с ОВЗ, детей-инвалидов

Вопросы обучения и образования ребенка с ОВЗ, ребенка-инвалида всегда были, остаются и будут ключевыми в жизни ребенка, в жизни семьи такого ребенка. Как показывает практика, родители сталкиваются со множеством проблем при выборе образовательного маршрута для своих детей, малоинформированы, стеснены условиями образовательной организации или запуганы специалистами, определяющими вид образовательной организации.

Далее мы рассмотрим, какие же варианты существуют для образования и обучения детей с ОВЗ, детей с инвалидность с учетом возраста.

Вариативные формы обучения и воспитания детей раннего возраста

Распоряжение Правительства РФ № 1839-р от 31 августа 2016 г. «Обутверждении Концепции развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года»

Образование и воспитание детей с отклонениями в развитии в раннем возрасте (0-3 лет) - сложный вопрос в современных реалиях. Чаще всего родители не знают, куда им обращаться, где с их ребенком будет заниматься команда квалифицированных специалистов.

-I- Группы кратковременного пребывания (ГКП) - вариативная форма дошкольного образования, являющаяся структурным подразделением образовательного учреждения, реализующего программы дошкольного образования, которая создается для детей раннего и дошкольного возраста с целью обеспечения их всестороннего развития и формирования у них основ школьного обучения, оказание консультативно - методической поддержки их родителям (или законным представителям) в организации воспитания и обучения ребенка, его социальной адаптации и формировании предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся
преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами, общая продолжительность которых ограничена пятью часам неделю.

Инструктивное письмо Минобразования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных
образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в

X- Семейный детский сад - это одна из форм дошкольного образования для детей из многодетных семей, зарегистрированных по месту жительства в столице. Родители открываютсемейный детский сад у себя дома и обеспечивают восп итание, обучение, присмотр, уход,       оздоровление и питание детей от 2 месяцев до 7 лет.

X- Служба ранней помощи (СРП) создается для детей от 2-х месяцев до 4-х лет с выявленными нарушениями развития (или риском нарушения), не посещающих образовательные учреждения.

-I- Лекотека - служба психологического сопровождения и психолого-педагогического сопровождения детей от 2-х месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности ребенка и оказания психолого-педагогической помощи родителям.

Вариативные формы дошкольного образования

S Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

S Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"

Большинство детей с отклонениями в развитии воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в этих дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с отклонениями в развитии.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до 3 лет и старше 3 лет) и составляет соответственно для детей: с тяжелыми нарушениями речи - до 6 и 10 человек; с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет - до 12 человек; глухих - до 6 человек для обеих возрастных групп; слабослышащих - до 6 и 8 человек; слепых - до 6 человек для обеих возрастных групп; слабовидящих, для детей с амблиопией, косоглазием - до < 10 человек;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата - до 6 и 8 человек; с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) - до 10 человек; с задержкой психического развития - до 6 и 10 человек; с глубокой умственной отсталостью только в возрасте стар 3 лет - до 8 человек;

с туберкулезной интоксикацией - до 10 и 15 человек; часто болеющих - до 10 и 15 человек; со сложными (комплексными) дефектами - до 5 человек обеих возрастных групп.

Для детей с отклонениями в развитии, которые по разным причинам не могут посещать дошкольные учреждения в обычном режиме, в ДОУ организуются группы кратковременного пребывания, о которых мы писали ранее.

Дети с отклонениями в развитии принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида (при наличии условий для коррекционной работы) только с согласия родителей (законных
представителей) на основании заключения ПМПК. 

Варианты организации специального образования детей-инвалидов

S Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года

S Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ"

S Приказ Миниобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1598 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;

S Приказ Миниобрнауки РФ от 19.12.2014 г. №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Для обучения детей с ОВЗ, детей-инвалидов в школе предложено 4 варианта стандарта организации образования, каждый из которых ориентирован на создание максимально эффективных условий обучения ребенка-инвалида, а главное - для развития механизмов компенсации.

-I- Первый вариант - это образование, которое получает ребенок с ОВЗ, сопоставимое с образованием здоровых сверстников, находясь в их среде и в те же календарные сроки. Другими словами - это обучение ребенка-инвалида в обычной школе по той программе, по которой учатся его сверстники.

-I- Второй вариант (цензовый) - это получение цензового образования в среде сверстников со сходными проблемами развития в более длительные сроки: не 11, а 12 лет обучения. Этот вариант отличается от первого усиленным вниманием к формированию жизненной компетенции, использованию полученных знаний в реальной жизни. Как правило, это обучение или в специальных (коррекционных)

классах или в коррекционных школах, в которых сегодня созданы максимально эффективные условия для получения образования, которое дает «путевку в жизнь», а не простое пребывание в школе, среди обычных сверстников.

! Третий вариант — нецензовыи, то есть его «академическим» компонент изменен (уменьшен) за счет развития жизненной компетенции. Ребенок находится в среде сверстников с ОВЗ, рабочее место специально организуется в соответствии с потребностями и особенностями развития данной категории детей. Обязательной является организация специального обучения и воспитания, направленная на создание эффективных условий обучения детей с особыми потребностями. При необходимости программа индивидуализируется. Особое внимание при таком варианте образования уделяется специальной работе по введению (включению) ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ в более сложную социальную среду.

-I- Четвертый вариант — это нецензовое образование, уровень которого определяется индивидуальными возможностями ребенка. «Академический» компонент значительно сужен, т.к. максимально расширена область жизненной компетенции. Обучение организуется по специальной индивидуальной программе развития (СИПР).

Форма и вариант специального образования могут изменяться в зависимости от познавательных возможностей и учебных успехов ребенка, его физической и психической работоспособности.

Все вопросы можете задавать по бесплатному номеру 8 (800) 201-16-62 или присылать по электронному адресу ekhudenko@list.ru. Будем рады помочь!

Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция» Всероссийского Общества Инвалидов Сайт: razvitkor.ru      E-mail:ekhudenko@list.ru в рамках реализации проекта «Дистанционное обучение специалистов ВОИ и родителей по программе «Основы деятельности тьютора (сопровождающего ребенка-инвалида) в семье».