Мы приглашаем
Подписаться на новости
Судебный прецедент на тему доступности многоквартирного дома
УК отвечают за доступность для инвалидов? Да!
В 2016 году Правительство РФ постановлением № 649 от 09.07 приняло «Правила обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме».
В соответствии с ними обследуются в основном квартиры на предмет пригодности для проживания инвалида. Что же касается подъездов, то обследование проводится не так часто.
Кроме того, живущий в доме инвалид становится заложником решений общего собрания собственников, которые могут и не принять решение о приспособлении подъезда и т. д. для нужд инвалидов.
Однако по решению Арбитражного суда Чувашской Республики, принятое в декабре 2019 года (дело № А79-11450/2018), управляющие компании должны приводить придомовые территории и подъезды в порядок.
Суть спора
Гражданка В. проживает в многоквартирном доме с родителями, инвалидами первой и второй группы, передвигающимися в инвалидной коляске. Проверив жалобу, Государственная инспекция жилищного надзора подтвердила - в доме нет беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям, то есть нарушается подпункт «в» п. 10 "Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» ( постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491, п. 1.1 с. 161 Жилищного кодекса РФ). Госжилнадзор потребовал от управляющей компании приспособить общее имущество для доступа инвалидов.
УК посчитала предписание незаконным и обратилась в суд. Суд первой инстанции ее требования удовлетворил. Однако суды апелляционной и кассационной инстанций, а также судья Верховного суда РФ, отказавший в передаче жалобы управляющей компании в Судебную коллегию, встали на сторону инспекции и инвалидов.
Что говорит закон
Управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества (ч. 2.3 ст. 162 ЖК РФ). Качество работ должно соответствовать требованиям технических регламентов и «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства дома, за обеспечение готовности инженерных систем.
УК должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решать вопросы пользования имуществом, а также предоставлять коммунальные услуги жильцам ( ч. 1, 1.1 ст. 161 ЖК РФ).
«Надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме» должно соответствовать требованиям законодательства РФ. В том числе обеспечивать санитарно-эпидемиологическое благополучие населения, в области технического регулирования, пожарной безопасности, защиты прав потребителей и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, иных лиц.
Аналогичные требования установлены п. 10 «Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме» и в «Правилах изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность» (Постановление Правительства РФ от 13.08.2006 № 491).
Так вот, подпункт «в» п. 10 Правил предусматривает, что общее имущество должно обеспечивать доступность жилых и (или) нежилых помещений, помещений общего пользования, а также земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных граждан.
Управляющая компания управляла домом на основании договора. В нем указано, что стороны руководствуются Конституцией РФ, ГК РФ, ЖК РФ, «Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме», утвержденными Правительством РФ, «Правилами предоставления коммунальных услуг», утвержденными Правительством РФ, иными положениями гражданского и жилищного законодательства. Следовательно, УК обязана выполнять требование ч. 1.1 ст.161 ЖК РФ и подпункта «в» пункта 10 Правил № 491 обеспечивать для маломобильных граждан доступность жилых и (или) нежилых помещений, помещений общего пользования, а также земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Претензии к УК
Инспекция установила, что на входной группе подъезда нет приспособления для беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям дома. То есть у инспекции были основания выдать УК предписание.
Инспекция руководствовалась Жилищным кодексом РФ, предписывая устранить нарушения требований Правил № 491, а не «Правил обеспечения условий доступности для инвалидов жилых помещений и общего имущества в многоквартирном доме» (от 09.07.2016 № 649). Доводы управляющей компании о том, что предписание не исполнимо, признаны несостоятельными. Поскольку оно указывает на нарушение, которое необходимо устранить, а решать вопрос о способе и порядке его устранения это компетенция УК.
Довод, что общее собрание собственников помещений в МКД решило не строить наружный пандус в подъезд, как основание не исполнять предписание, также не принят судом. Суд дает оценку предписанию на момент его принятия. Кроме того, государство возложило на УК обязанность обеспечивать доступность всех помещений дома и земельным участком, на котором расположен дом, в том числе для инвалидов и маломобильных граждан. Поэтому собственники отменить эти нормативы и нормы жилищного законодательства не могут даже общим собранием.
Таким образом, суд прописал механизм, который позволяет заставить управляющие компании приводить в порядок придомовые территории и входы в подъезды. Можно воспользоваться этим механизмом.
Юрист ПКО ВОИ Татьяна Ельчанинова.